Татьяна БАТЕНЁВА
В конце прошедшей недели в научном мире произошло уникальное событие - совместная сессия шести академий наук, имеющих государственный статус.
"Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства" - так назвали объединенную сессию. Понятно, что людей науки не мог оставить равнодушным новый и четкий курс президента и правительства на решение основных социальных проблем общества - здоровья, образования, демографии. Ведь ученые могут внести в них весомый вклад.
Однако первый день двухдневной сессии оставил впечатление, что руководители "отраслевых" академий не вполне четко представляют себе, в чем именно и как могли бы скоординировать свои усилия. Как ни странно, самыми содержательными оказались доклады президентов академии архитектуры и строительных наук Александра Кудрявцева и академии сельскохознаук Геннадия Романенко. Первый говорил о влиянии на здоровье и воспитание детей архитектурного пространства наших городов, школ и прочих детский учреждений, в большинстве своем уныло-безликих. Второй - о питании детей, о том, что полезные и вкусные продукты, специально созданные учеными для ребят, так и не появились в их рационе. Президент РАМН Михаил Давыдов и выступивший в конце пленарного заседания главный государственный санитарый врач Геннадий Онищенко в основном стращали катастрофическим ухудшением состояния здоровья детей, не упоминая от чего ведут его отсчет. Президент РАО Николай Никандров сосредоточился на научном анализе проблем социализации подрастающего поколения. А доклад президента академии художеств Зураба Церетели, как всегда, превратился во вдохновенный рассказ о своем творчестве с показом всех вываянных им памятников, которые уже установлены, устанавливаются и будут устанавливаться.
Несколько исправили впечатление секционные заседания и круглые столы, хотя на одном из них вновь было продемонстрировано творчество неустанного Церетели - теперь уже в виде фильма. Но на других специалисты говорили о реальных проблемах. О том, например, что катастрофические оценки состояния здоровья детей, мягко говоря, преувеличены. Любой, кто реально им занимается, знает, что медицинская статистика детства у нас довольно своеобразна: так, в одну группу она сводит детей от 0 до 14 лет, в числе хронических болезней школьников учитывает кариес и начальную близорукость, что и делает заболеваемость детей чуть ли не 100-процентной. Говорили и о реальных методиках, творческих проектах, исследованиях, которые уже принесла в педиатрию, школьное образование, воспитание современная наука. Благодаря этому в аморфное решение, припасенное загодя, внесли десятки вполне конкретных поправок и предложений. Жаль только, что главы академий, за исключением президента РАО, второй день эпохальной сессии своим присутствием не почтили. У взрослых дяденек, как всегда, нашлись более важные дела, чем дети.
|